Sep. 4th, 2009

lalavel: (Default)
Шесть лет назад, в Алуште я познакомилась с милой дамой. Ей было около сорока, мне – едва за 20, она приходила в себя от пятнадцатилетней семейной вахты, я – наслаждалась первым в жизни настоящим одиночеством, замешанном на сентябрьски прозрачном море, душистом кофе и тягучем вине, она по профессии была «жена военного», я – и вовсе не пойми кто. Вместе мы шлялись по набережной, покупали копеечные сувениры, делали дежурные фотоснимки «я и море» и все было замечательно, пока ей не пришло в голову поинтересоваться моим гражданством.
-- Ах, белоруска! – и сразу, без перехода, радостно-сюсюкающим тоном, каким очень взрослые говорят с очень маленькими и очень идиотами:
-- Да вы же, бульбашики, всю жизнь с нами, вы же без нас никуда, совсем пропадете, бедные.
Дама была из России и категорически не понимала, что это за зверь такой – независимая Беларусь. А про ВКЛ, Скорину, Песню про Зубра и какой-то там Статут ей, бывшей жене бывшего военнослужащего из провинциального российского гарнизона, слушать было не просто неинтересно – незачем. Беларуси не было в ее картине мира и вовсе не потому, что эта картина была нарисована в имперской манере – просто в том магазине, где продавались кисти, краски и готовые переводные картинки, ничего не было про Беларусь.
Шчырыя спадары, можете бросить в меня камень, но я скажу: мы с вами можем думать все что угодно про славное прошлое нашей Беларуси, мы можем как угодно громко трубить про наши победы и наши достижения, мы как заклинание и как Отче наш можем твердить мантру «Статут-ВКЛ-Скорина», но до тех пор пока не пробьем меловой круг, опоясывающий наш «дубовый листок», мы так и останемся страной-привидением. Потому что в мировом массовом сознании, потому что в мировой информационном пространстве ни Беларуси, ни белорусов просто нет. Нет как архетипа. И смиритесь с этим.
Вы можете вспомнить хотя бы одного персонажа мировой (не национальной) литературы, который был бы белорусом? Вот есть украинцы, их много, есть русские, их еще больше, найдутся поляки, прибалты… Хотя бы один белорус есть? Ладно, шут с ней, с литературой, вы знаете хотя бы один анекдот, главным героем которого был бы белорус? Эдакий усредненный дядька-белорус, опираясь на образ которого можно было бы хотя бы и отдаленно, и через кривое зеркало представить себе образ нации? Есть украинский Мыкола, есть русский Вовочка, есть прибалтийский горрррячий парррень, есть преувеличенно гордый поляк… Белорус есть? Я не знаю.
Ребята, нас нет. )
Page generated Sep. 17th, 2025 09:13 am
Powered by Dreamwidth Studios